Религиозные культы Дивного леса и Пшеничного поля.
Культ огня и костра являлся и является одним из самых важных, центральных, структурообразующих в общей обрядовой системе культов у народов, живущих вокруг Дивного леса и Пшеничного поля. Он охватывал самые разнообразные явления религиозной культуры у цыган и хуторян. Традиционное сознание поселенцев видело в огне живое существо, имевшего много общего с людьми. Дух огня и костра имел антропоморфный облик. Чаще это была женщина, но некоторые утверждали, что это был мужчина. Долго спорили, пока не пришли к выводу, что это просто-напросто обыкновенная «Рыжеволосая Транссексуалка». Называли ее Угольтух. Пожилые цыгане про «нее» говорили: «Угольтух – это рыжая красивая, обнаженная женщина. Она разговаривает, подает звуки, иногда даже поет непонятные песни». По другим сведениям, Хозяйка Огня показывалась в образе полной женщины в пестром платье и платке, хотя иногда ее видели одетой во все черное.
Верования Хутора и Табора были сильны. Во что только не верили они, но одно из самых сильных религиозных языческих течений было направление, связанное с огнем. На духа огня указывались следующие запреты: нельзя ворошить огонь ничем острым – можно поранить его, выколоть глаза, сдуть что-либо, порвать что-либо... Также нельзя было и заливать его водой, верили, что Угольтух разозлится, и тогда потом люди могли надолго остаться без огня. В огонь запрещалось бросать что попало, потому что это могло оскорбить «Огненную Девушку», поэтому в огонь бросали только самое дорогое, что было – золото, деньги, любое другое движимое и недвижимое имущество, некоторые даже бросали горячо любимых своих родственников...
Цыгане очень боялись Угольтух, было время, когда они смогли очень сильно разозлить «ее». Дело было давно, лет сто назад, если не больше... Как то, в Таборе устроили большое веселье. Развели костер, нажарили на нем мясо, ели, пили... Позже, когда весь Табор изрядно нахрюкался, молодые цыганки решили устроить себе небольшую забаву – прыганье через костер. Разделись до гола, распустили волосы и с радостными девичьими криками начали перепрыгивать через огонь, громко повизгивая, когда «рыжие пряди волос» Угольтух касались обнаженной нижней части тел девушек. Долго продолжалась эта забава, молодые цыганки были неутомимы. Глядя на то, как забавляется «девичий молодняк», цыганки более старшего возраста начали завидовать... Немереное количество выпитого самогона сделало свое дело – через какое-то время через костер уже прыгал весь женский состав Табора. Ничего не предвещало беды...
Надоело смотреть Угольтух на этот бесконечно орущий прыгающий поток женских цыганских тел... Никакого разнообразия, подумала «Хозяйка Огня», хоть бы один голый мужик попрыгал через меня... Но мужчины Табора не обращали никакого внимания на огонь и визжащий рой своих жен, дочерей, матерей, любовниц, они продолжали пить самогон, жрать мясо и петь матерные цыганские песни. Разозлилась тогда Угольтух...
Мало кто знает, что на самом деле произошло той ночью – одно известно, что утром на месте Табора остались только выжженная трава, обуглившиеся останки кибиток и непонятная куча людей, состоящая из одетых мужчин и обнаженных женщин, измазанная сажей...
После этого, цыгане больше не играли со спичками и навсегда усвоили правила пожарной безопасности. Хуторяне тоже.